Концепция проекта построена с учетом одного
из современных подходов к системе образования, основанных на том, что образование
– это важнейшая социальная деятельность общества, в котором образовательное
пространство страны рассматривается как совокупность институтов социализации,
оказывающих воздействие на формирование будущих ее граждан. Поэтому современная
школа рассматривается одним из социальных институтов, находящихся в сложном
партнерском взаимодействии с другими социальными институтами, что в свою очередь
ведет к созданию открытой системы образования – открытой школе. В связи с этим лицей рассматривается
как многофункциональная научно-исследовательская площадка, для
осуществления естественнонаучных экспериментов на высокотехнологичном оборудовании,
интегрированном в единую систему (интегрированная
высокотехнологичная научно-экспериментальная среда)(1), содействующей
осознанному выбору учащимися будущей профессиональной деятельности, овладению
допрофессиональных компетенций естественнонаучной сферы практики
Основным механизмом
реализации проекта являются программно-целевое управление, согласно которому в
образовательном процессе лицея осуществляются разработанные целевые комплексные
программы: «Эрудит», «Исследователь» и «Виртуоз». Каждая из данных программ
создает целевые, методические, организационно-деятельностные и психологические
ресурсы при самоопределении учащихся в будущей профессии естественнонаучной сферы.
При этом взаимодействие данных программ осуществляется поэтапно и включает применение
сайта «Навигатор в профессиях естественника».
Меры реализации задачи №1 (подготовительный
этап профессионального самоопределения):
1. Осуществление целевой комплексной программы «Эрудит»
через разработку и включение в инвариантный компонент образовательного процесса
лицея модульных программ спецкурсов – образовательных практик естественнонаучного
содержания («Экология», «Анатомия, морфология, систематика
растений», «Зоология беспозвоночных и позвоночных», «Эволюция органического
мира», «Анатомия человека», «Основы генетики», «Прикладная химия», «Экобиофизика»);
2. Проведение интеллектуальных игр «Мой
выбор», «Кем быть», «Портрет биолога, химика, физика» и др.
3. Организация пресс-конференций с участием научных работников вузов и организаций.
3. Организация пресс-конференций с участием научных работников вузов и организаций.
Меры реализации задачи № 2 (специализирующий
этап профессионального самоопределения):
1. Осуществление целевой комплексной
программы «Исследователь» посредством спецкурса «Исследовательская деятельность:
личное мастерство» (2) и опытно-экспериментальную
работу в лабораториях лицея.
2. Обеспечение стажировок учащихся и их
опытно-экспериментальной работы на базе лабораторий кафедр вузов-партнеров лицея
(ЮУрГУ, ЧелГУ, ЧГПУ, ЮУГМУ).
2. Содействие в апробации обучающимися
собственных проектов и исследовательских работ на конференциях и конкурсах
разного уровня (Шаг в будущее, Старт в науку, Интеллектуалы XXI века
и др.).
Меры реализации задачи № 3 (рефлексивный этап
профессионального самоопределения):
1. Осуществление
комплексной программы «Виртуоз», включающей серию методик изучения
профессионального самоопределения (Методика изучения статусов
профессиональной идентичности А.А. Азбеля, А.Г. Грецова; Опросник профессиональной готовности Л.Н. Кабардова;
Опросник профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой, Методика
«Профессиональные занятия» Дж. Барретта в модификация А.В. Фефилова).
2. Участие в организации Дней открытых дверей вузов-партнеров
лицея.
3. Развитие лидерских
интеллектуальных качеств старшеклассников на основе тренинговых занятий по ТРИЗ
(приглашение специалистов по ТРИЗ обучению).
Представленная технология реализация проекта наиболее полно обеспечивает
создание карьерно-образовательных маршрутов обучающихся. При этом на каждом из
этапов учащийся формирует папку-портфолио,
которая не только показывает продвижение по выбранному маршруту, но и создает
дополнительные возможности («бонусы») при поступлении в вуз-партнер лицея.
(1) Интегрированная
высокотехнологичная научно-экспериментальная среда – это многофункциональная
техническая система, включающая в себя различные виды цифрового, компьютерного,
оптического, стереоскопического, химико-биологического, специального
лабораторного оборудования, направленная
на качественное решение задач естественнонаучного
образования одаренных учащихся (Авт. Лебедев М. В.)
(2) Программа спецкурса «Исследовательская деятельность: личное мастерство» (Авт.
Лебедев М.В.) рассчитана на 35 ч. и ориентирована на развитие исследовательских
умений учащихся через практическое применение научных методов и познавательных
процедур в решения выбранных учащимися проблем.